ОБЪЕКТИВНОСТЬ БЕЗ КОМПРОМИССОВОбъективность Без Компромиссов В Мире Компьютеров
НОВОСТИ САЙТАТЕСТИРУЕМ ВМЕСТЕИНТЕРНЕТ и ПОВСЯКО-РАЗНОСОФТ ПРОЕКТЫНАШИ ССЫЛКИ
ГЛАВНАЯ >> ВСЯКО-РАЗНО >> ПУТЕШЕСТВИЯ: И создатель стремится к свободе

НАЗВАНИЕ СТАТЬИ: И создатель стремится к свободе
АВТОРСТВО: Валерий Шандалов (Москва)
ДАТА НАПИСАНИЯ: Август 2013 года
ДАТА ПЕЧАТНОЙ ПУБЛИКАЦИИ: Online
ДАТА ПОСЛЕДНЕЙ РЕДАКЦИИ: Август 2013 года
Валерий Шандалов

СОДЕРЖАНИЕ

  • Вступление
  • Хан Аспарух
  • Галерея ханов
  • Заслуга князя Бориса
  • Фигура царя Симеона
  • Цветное панно мозаики
  • Гранитный лев

    С памятника "Создателям Болгарского государства" в Шумене начинается Болгария для большинства историков. Однако информации об этом величественном сооружении крайне мало даже в качественных изданиях – слишком далеко его запрятали. Но я, Валерий Шандалов, попытаюсь провести виртуальную экскурсию и восполнить все пробелы рунета.
    С Шуменского края идёт болгарское летоисчисление и поэтому сравнительно недавно здесь, на высоком холме, признательное болгарское поколение создало свой завет к будущему. Основная идея реализована творческим коллективом под руководством профессора Крумом Дамяновым. Это творение - утверждение и расцвет Первого болгарского государства.
    Комплекс экспонирован для близкого и далекого восприятия. Издалека видны восемь бетонных тел, которые собираются в спираль, символизирующую поступательный восход Болгарского государства, и единственного изобразительного элемента - льва. А непосредственная идея осуществляется при помощи письменных знаков, фрагментов надписей и сильного воздействия панно мозаики.

    Памятника "Создателям Болгарского государства" в Шумене

    Перед нами величественная фигура создателя Болгарского государства - хана Аспаруха. С 681г. первый официальный документ, дал начало истории великой державы. Это подписанный мирный договор с византийским императором Константином IV Погонатом. Этот вопрос остается самым важным в изъяснении сущности, организации и функции новосозданного Болгарского государства. Столицей выбрана была Плиска – около 30 км от Шумена. И близость первой болгарской столицы дает основание думать, что недалеко от Шумена, как рассказывает легенда, Аспарух вбил свой меч в землю со словами : "Здесь будет Болгария! Под этим небом, на этой земле!". Образ Аспаруха не имеет конкретную достоверность, у нас нет сведений, которые могли бы подсказать нам каким он был, но каждый читатель будет искать и находить в нем образ первосоздателя и основателя.
    За ним в триумфальном ходу верный конь, друг протоболгар. Внизу, слева от хана бежит собака - животное используемое для жертвоприношения. Прототипов коня и собаки авторы искали в рельефе на Мадарских скалах – тот самый Мадарский всадник.
    Над конем, слева, написаны фрагменты "Именника болгарских ханов" - самый старый письменный документ болгарской истории с важным познавательным, культурно - историческим и общественно политическим значением. Он содержит сведения о языке, летоисчислении и общественно-политической жизни предков Болгар.
    Под копытом коня авторы хотели изобразить землю, на которую ступили протоболгары - Орфея с его арфой, который своим чудным и дивным голосом очаровывал людей и животных, четырёх фей - богинь сезонов и солнечные часы.

    Фигура создателя Болгарского государства - хана Аспаруха

    На 18 метровой колонне расположена галерея ханов Тервела, Крума и Омуртага, которые утверждают Болгарское государство.
    Хан Тервел (701-721) известен, как первый болгарский дипломат. В 705 году он помогает византийскому императору Юстиниану вернуть себе престол, благодаря чему получает титул кесара Загоре в Северной Фракии - второй (после императорской) стратегически важной области. Жестом разведённых рук авторы хотели показать его дипломатичность. Важные проблемы нужно решать путем гибкой дипломатии и миром, а не столкновениями, войнами и конфронтациями.
    В средине - хан Крум (803-814 ).Он известен не только своим законодательством, но и территориальными завоеваниями. В 809г. в руки хана попала важная крепость Сердика, которая по своему стратегическому расположению являлась ключом к Македонии. Надписи около Крума свидетельствуют о том, что в 813г. он достиг ворот Константинополя, демонстрируя свою силу, совершил ритуальное жертвоприношение богам на глазах смущенных жителей столицы. Начавшееся слияние двух племен в государстве нашло отражение в законах Крума. Смотря на свои руки, показывающие ограничения, Крум как бы хочет нам сказать "Отсюда и досюда! А вне этих рамок неразрешённое наказывается."
    Третий-это Омуртаг- строитель. Нет и не может быть время созидательнее, чем мирные годы. И Омуртаг обеспечивает их своему народу на протяжении своего правления. Он заключил 30-ти летний мирный договор с Византией в 815г. Строительная деятельность хана Омуртага увековечена многими каменными надписями. И самая известная его надпись находится в церкви "Святых сорока мучеников в Тырнове".
    Сегодня нас удивляет глубокий философский смысл, который Омуртаг вложил в слова: "Человек и при хорошей жизни умирает, а другой рождается. И пусть те, кто увидят эти письмена позже, вспомнят об их создателе, т.к. человек умирает, а другой рождается и только то, что он соорудил, сотворил остается в этом мире".

    Галерея ханов Тервела, Крума и Омуртага

    Историческая заслуга князя Бориса состоит в принятии христианской веры. Символ ее, оригинально задуманный авторами - высоко над фигурой Бориса - светящийся крест. Напряженная и сложная обстановка, овладевшая своей динамичностью весь европейский континент в середине X века требовала проницательную и умную внешнюю и внутреннюю политику болгарской державы. Это объясняет особую позу князя Бориса. Нагнувшийся, устремленный вперед, как бы взирая в даль, чтобы открыть самую верную дорогу для своего народа.

    Историческая статуя князя Бориса

    Вниманию предлагается фигура царя Симеона (893-927г). Ступивший на здоровый фундамент, принявший богатое наследие, он их обобщает и превращает Болгарию в Великое европейское государство. Во время его правления три моря омывают болгарские границы - Черное, Эгейское и Адриатическое.
    Высоко поднятая левая рука - символ государственной власти. Под правой - его книжники и духовники. Ниже - его бояре. Без их мнения Симеон не принимал важные решения. А еще ниже по памятнику, как бы загадывая о множестве, находится его армия. Этот период в истории небывалого экономического, культурного и духовного расцвета известен, как "Золотой век" Болгарии.

    Бояре и армия царя Симеона (893-927г)

    Гранитные градации кажутся теплыми, благодаря цветному панно мозаики, общей площадью 540 кв.м. Оно делится на три части.
    Тема первого панно - Победители, хан и его воины, которые в позе аккламации приветствуют победу. Второе - "Крещение Болгарии". А третье панно показывает просветительскую миссию Кирилла и Мефодия и их учеников- книжников, которые создали фундамент Золотого века.
    Мозаики выполнены из двух равнозначных элементов: фигуральная композиция сочетается со шрифтовой композицией, так как предки Болгар создали не государство завоевателей, а державу, существовавшую благодаря развитой в ней цивилизации. Три этапа в историческом развитии Первого болгарского государства подчеркнуты тремя видам письменных знаков. В первую композицию включены первоболгарские рунны, которые в настоящий момент являются объектом исследований. На втором панно нашла отражение глаголица, которая внесла букву- знак цивилизации. Она дает нам возможность толковать Крещение как культурно-политический, а не как религиозный акт. На третьем панно шрифтовый элемент представляет кириллицу.
    Обратите внимание на наклон мозаики. Первая под 45 градусов - языческий период, вторая под 60 градусов - крещение и третья- 90 градусов, как апогей Болгарии в Золотом веке. Это самое большое мозаичное панно в Болгарии. Все выполнено из золотого, серебренного, красного и черного смальта.

    Цветное панно мозаики, общей площадью 540 кв.м

    Как апогей на 50 метровой высоте находится гранитный лев - символ не пресекаемой болгарской силы, жизни и стремления к свободе. Направо от льва, который предназначен для далекого восприятия с улиц Шумена и Мадара, изображен протоболгарский знак долголетия.
    Лев выполнен из черного гранита, весит более 1000 тонн. Прототипом этого льва, является лев, обнаруженный у Плиски и лев, изображенный на плите, обнаруженной у Стара Заторы в V-X вв.
    Валерий Шандалов

    На высоте находится гранитный лев

    Вид на город Шумен с высоты памятника

    >> НАВЕРХ СТРАНИЦЫ <<